Главная / Ремонт обмоток электрических машин

Ремонт обмоток электрических машин

Электрические машины очень разнообразны и широко распространены и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и на транспорте. Конструкция электрических машин определяется типом, мощностью назначением, условием их эксплуатации и многими другими факторами: есть двигатели, вращающиеся с частотой в несколько десятков и даже сотен тысяч оборотов в минуту, и двигатели, которые делают один-два оборота в сутки. Различные электрические машины работают на космических станциях, в глубоких шахтах и под водой.

 

Широкое распространение электрических машин объясняется простотой передачи электроэнергии на большие расстояния и удобством её использования. От тепловых, гидравлических или атомных электростанций, на которых расположены генераторы, электроэнергия по линиям электропередачи передаётся на тысячи километров до места её потребления –городов, заводов, шахт, железнодорожных магистралей. Основные потребители электроэнергии электродвигатели просты и надёжны в работе, имеют более высокий коэффициент полезного действия, чем любые другие современные двигатели, могут быть легко установлены в нужном месте и работают, совершенно не загрязняя окружающую среду: без дыма, выделения газов и вредных выхлопов, как, например, двигатели внутреннего сгорания.

 

Электрические двигатели приводят в движение практически все промышленные механизмы, начиная от мощнейших прокатных станков до мелких приборов, служащих для управления и контроля процессами производства. Их работа во многом определяет надёжность автоматических линий, различных манипуляторов и промышленных роботов.

 

Основной причиной преждевременного выхода из строя двигателей и генераторов являются различные неисправности их обмоток. Поэтому увеличение надёжности электрических машин в большей степени зависит от соблюдения правильной технологии обмоточных работ и от квалификации обмотчиков.

 

Конструкции электрических машин очень разнообразны. Они зависят от их типа, назначения и мощности. По роду тока электрические машины подразделяются на машины переменного тока (синхронные и асинхронные) и машины постоянного тока коллекторные. Однако есть машины переменного тока коллекторные и постоянного тока бесколлекторные (вентильные).

 

Каждая электрическая машина рассчитана на работу при определённом напряжении сети, с определёнными частотой вращения, током и мощностью. Эти данные называют номинальными и указывают на паспортной табличке, которую укрепляют на корпусе машины. Если электрический двигатель или генератор нагрузить больше, чем указано в паспортной табличке, его нагрузка и ток в его обмотках будет также больше номинального. Электрические потери возрастут, нагрев обмоток увеличится и может превзойти допустимый для их изоляции предел. Изоляция обмоток потеряет электрическую прочность, машина выйдет из строя.

 

Чтобы снизить нагрев при работе, электрическую машину охлаждают. Наиболее распространено воздушное охлаждение поток воздуха с помощью вентилятора, установленного на валу машины.